Узелок на память

ПАМЯТКИ   ПО   РУССКОМУ   ЯЗЫКУ.


1.         Как  научится правильно списывать.
1.        Прочитай   и   повтори,  чтобы   понять   и   запомнить.
2.        Отметь   опасные   места   в   тексте.
3.        Прочитай   вслух   так,   как   написано.
4.        Так   же повтори,  не   заглядывая   в   текст.
5.     Старайся   писать  по  памяти,   диктуя   себе   по   слогам,   как было   написано.    Отмечай   опасные   места !
6.       Проверь:    читай   по   слогам   и   слушай   себя  -   все   ли   звуки   верно   обозначены.
7.        Сверяй   опасные   места  -   все   ли  отмечены,   правильны  ли  буквы.


2.         Как  подготовиться  к  письму  по  памяти.

1.         Прочитай   текст.   Выясни   смысл  непонятных  слов.
2.         Обрати  внимание  на   точность   слов   в   тексте.
3.         Постарайся   выучить   текст   наизусть.
4.         Найди   слова,   написание   которых  надо  проверять.
5.         Закрой   учебник  и   еще  раз   повтори   текст.
6.         Напиши   текст  и  проверь   запись  по  учебнику.


                   3.     Как  подготовиться  к  диктанту  по  учебнику.

1.        Прочитай  текст.   Выясни   смысл  непонятных   слов.
2.      Найди    в   каждом   предложении   слова,   написание   которых   надо   проверять.   Подумай,   как   проверить.
3.        Обрати   внимание   на   знаки   препинания.
4.        Постарайся    повторить   текст   «про  себя»,   произноси  слова  по   слогам  и   слушай.


                         4.     Как  подготовиться  к   изложению.

1.      Прочитай   текст.  Определи   его   тему   и  основную   мысль.
2.      Найди   в   тексте   опорные   слова.
3.      Составь план.
4.      Найди   слова,   которые    надо   проверить.   Объясни    орфограммы.
5.      Еще  раз   прочитай   текст.   Обрати   внимание   на   точность   употребления  слов   и    словосочетаний.
6.      Запиши   текст  по  памяти.
7.       Проверь   написанное   по   слогам.
_________________________________________________________________



                                                  Как писать сочинения.
Правило:      Стиль бывает разговорным, литературным и научным.
Сочинение пишется в едином стиле.
Определи тип сочинения: повествование, рассуждение или описание.
Определи тему. Устно расскажи о том, что ты хочешь написать.
Составь план рассказа.
Запиши свой рассказ, используя план сочинения. Постарайся раскрыть тему.
Прочитай сочинение и определи ошибки:
- пропуск важных мыслей и фактов /или наоборот/,
- нарушение логической последовательности,
- возвращение к одному и тому же факту,
- определение границ предложений в тексте,
- нарушение порядка слов в предложении,  повторение одного и того же слова в предложении,
- пропуск главных или второстепенных членов,
- неправильное согласование слов в предложении,  неправильное или неточное употребление слова,
- грамматические ошибки проверяй по словарям /пользуйся известными орфограммами/.
Перепиши «чистый» вариант и снова проверь!!!

                                             Сочинение – повествование.
 Повествовательный текст отвечает на вопросы: именно повествует, то есть рассказывает о том, что случилось с героем. О том, что он испытал, пережил, перечувствовал.
О событиях, участником которых он был. Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Последовательность действий показывают слова: сначала, затем, тогда, потом, снова, ещё, уже, сперва и другие.
 Главная особенность повествования  -  сообщение о развивающихся действиях вплоть до их завершения. В повествовании много глаголов  -  именно они выражают действие.
Схема построения повествовательного текста.
1.   Начало действия:  место, время.
2.   Развитие действия:  сообщение о действующем лице, его действия.
3.   Кульминация /острый момент/.
4.   Вывод.
                                    Сочинение – описание.
Описание -  это текст, в котором названы признаки предмета или явления /внешний вид, возраст, характер, размер, форма, цвет, вкус, запах/. Описание отвечает на вопрос (какой?). Поэтому здесь нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения, для чего используются слова: как будто, как, похож на, словно. Изображение – красочное. В описании мало движения. Признаки предмета, явления, как правило, неизменны и постоянны. Описание помогает читателю /слушателю/ увидеть предмет, представить его, познакомиться с ним в существенных подробностях.
Схема построения описания.
1.        Представление «героя» описания /предмета, явления/.
2.        Наиболее характерные его признаки.
3.        Заключение и вывод.
                                 Сочинение – рассуждение.
В рассуждении даётся объяснение какому-либо событию явлению, предмету, факту. В рассуждении используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
Построение рассуждения такое: высказывается какая-либо мысль, идут доказательства этой мысли, а затем делается вывод.
Схема построения текста – рассуждения.
1.        Вступление.
2.        Тезис / основная мысль, которая будет доказываться/
3.        Аргументы:  доводы;   примеры, случаи, факты, цифры;
                                             - мнения известных людей, цитаты.
4.     Вывод.
_________________________________________________________________



Проработка   ошибок  и  неточностей
ОРФОГРАММЫ

ВИЖУ
ПРОРАБАТЫВАЮ
1.
Оформление предложения:
Выглянуло яркое солнышко.
Подбираю еще 2-3 предложения на заданную тему.
2.
Сочетания
Жи - ши; ча - ща; чу – щу

Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся.
3.
В сочетаниях  чк, чн, нч, нщ, рщ,
нт        НЕ  пишется ь
Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием.
4.
Мягкость согласного  (пропуск мягкого знака):
Коньки, лебедь

Пишу 3 подобных слова.
5.
Разделительный  Ь
Пью, соловьи, бьет

Пишу 3 слова с разделительным   ь.
6.
Ь после шипящих на конце существительных:
Калач (м.р.), ложь (ж.р.)

Пишу, кроме этого, еще два похожих слова.
7.
Разделительный   Ъ

Объяснение, въезд

Пишу это слово 2 раза, отмечая приставку и первую гласную корня.
8.
Пропуск и замена букв в слове.
Пишу строчку с этим словом.
9.
Двойная согласная в корне:
Аллея, группа, класс

Пишу слово дважды, подчеркивая двойную согласную. Подбираю  еще 2 слова.
10.
Заглавная буква в именах собственных:
Аня, Москва, Волга, Черное море.
Пишу 3 слова, обозначаю заглавную букву.
11.
Безударная проверяемая гласная в корне слова:
Варенье – варит;
Сварил, заварка, вареный
а) подбираю и пишу через тире проверочное слово;
б)   сочиняю еще три слова с этим корнем, выделяя  корень.
12.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова)
Пишу его на «солнышке» не менее 5 раз и вывешиваю на стенку (пишу    на полях)
/ЗАГЛЯНИ В СЛОВАРИК/
13.
Проверяемая парная согласная  /глухая и звонкая/ в корне:
Редко – редок;
Редкость, проредить, редкий.
а) подбираю и пишу через тире проверочное слово;
б) подбираю родственные слова, выделяю корень.
14.
Непроизносимая  согласная в корне:
Грустный – грустить;
Грусть, загрустил.
а) подбираю и пишу проверочное слово;
б) сочиняю  ещё три слова с этим корнем, выделяя корень.
15.
Буквы и – ы  после ц:
Цифра, лекция, с улицы, сестрицын, цыган (исключ.)
Кроме этого слова, пишу ещё 2 -3 слова с ци /цы
/ВСПОМНИ СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ/
16.
Правописание предлогов:
За столом, за (каким?) столом, за большим столом.
За мной, за (кем?) мной.
Пишу 3 существительных  или местоимения с этим предлогом.
17.
Правописание приставок:

Заметил, подметил, сделал.
Пишу и изменяю приставку в этой форме слова, выделяю приставку.
18.
Буквы з и с  на конце приставок:
Разбудить, расписание.
Пишу 2 -3 подобных слова.
19.
 Буквы   О  и  Е  после шипящих и звука [ц]  в окончаниях существительных
Туч ей ,   врач ом ,   улиц ей ,   овц ой
Выписываю словосочетание   X + сущ., определяю падеж существительного,  выделяю окончание, ставлю ударение.  Запоминаю!
20.
 Буквы Е / И  в суффиксах  существительных

Ключик – ключика,  замочек - замочка
 Подбираю и пишу через тире проверочное слово,  выделяю суффикс.

21.
Соединительные  буквы О и Е в сложных словах
Пароход ,   вездеход

Пишу 2 -3 подобных слова.
22.
Частица НЕ  с глаголом

ПИШЕТСЯ       ОТДЕЛЬНО
Пишу 2 -3 подобных слова.
ПОМНЮ   слова – ИСКЛЮЧЕНИЯ
23.
Правописание безударных окончаний  у  глаголов

Лета ет – летать  (1 спр., 3л., ед. ч.)
Пишу слово, записываю неопределенную форму глагола, определяю спряжение, лицо и число.
/СМОТРЮ СХЕМУ в справочнике/
Помню слова - исключения
24.
Однородные члены предложения
Осенью колхозники собирают свеклу, морковь, капусту.
Мама в борщ кладет   капусту и морковь.

Пишу предложение, выполняю синтаксический разбор, определяю однородные члены. Выписываю с ними словосочетания.
ПОМНЮ СОЮЗЫ.
25.
Сложные предложения
Надвинулись тучи, и грянул гром.

Пишу предложение, нахожу основы, выделяю.
ПОМНЮ СОЮЗЫ.