ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
1. Как научится правильно списывать.
1. Прочитай и повтори, чтобы понять и запомнить.
2. Отметь опасные места в тексте.
3. Прочитай вслух так, как написано.
4. Так же повтори, не заглядывая в текст.
5. Старайся писать по памяти, диктуя себе по слогам, как было написано. Отмечай опасные места !
6. Проверь: читай по слогам и слушай себя - все ли звуки верно обозначены.
7. Сверяй опасные места - все ли отмечены, правильны ли буквы.
2. Как подготовиться к письму по памяти.
1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
2. Обрати внимание на точность слов в тексте.
3. Постарайся выучить текст наизусть.
4. Найди слова, написание которых надо проверять.
5. Закрой учебник и еще раз повтори текст.
6. Напиши текст и проверь запись по учебнику.
3. Как подготовиться к диктанту по учебнику.
1. Прочитай текст. Выясни смысл непонятных слов.
2. Найди в каждом предложении слова, написание которых надо проверять. Подумай, как проверить.
3. Обрати внимание на знаки препинания.
4. Постарайся повторить текст «про себя», произноси слова по слогам и слушай.
4. Как подготовиться к изложению.
1. Прочитай текст. Определи его тему и основную мысль.
2. Найди в тексте опорные слова.
3. Составь план.
4. Найди слова, которые надо проверить. Объясни орфограммы.
5. Еще раз прочитай текст. Обрати внимание на точность употребления слов и словосочетаний.
6. Запиши текст по памяти.
7. Проверь написанное по слогам.
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Как писать сочинения.
Правило: Стиль бывает разговорным, литературным и научным.
Сочинение пишется в едином стиле.
Определи тип сочинения: повествование, рассуждение или описание.
Определи тему. Устно расскажи о том, что ты хочешь написать.
Составь план рассказа.
Запиши свой рассказ, используя план сочинения. Постарайся раскрыть тему.
Прочитай сочинение и определи ошибки:
- пропуск важных мыслей и фактов /или наоборот/,
- нарушение логической последовательности,
- возвращение к одному и тому же факту,
- определение границ предложений в тексте,
- нарушение порядка слов в предложении, повторение одного и того же слова в предложении,
- пропуск главных или второстепенных членов,
- неправильное согласование слов в предложении, неправильное или неточное употребление слова,
- грамматические ошибки проверяй по словарям /пользуйся известными орфограммами/.
Перепиши «чистый» вариант и снова проверь!!!
Сочинение – повествование.
Повествовательный текст отвечает на вопросы: именно повествует, то есть рассказывает о том, что случилось с героем. О том, что он испытал, пережил, перечувствовал.
О событиях, участником которых он был. Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Последовательность действий показывают слова: сначала, затем, тогда, потом, снова, ещё, уже, сперва и другие.
Главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях вплоть до их завершения. В повествовании много глаголов - именно они выражают действие.
Схема построения повествовательного текста.
1. Начало действия: место, время.
2. Развитие действия: сообщение о действующем лице, его действия.
3. Кульминация /острый момент/.
4. Вывод.
Сочинение – описание.
Описание - это текст, в котором названы признаки предмета или явления /внешний вид, возраст, характер, размер, форма, цвет, вкус, запах/. Описание отвечает на вопрос (какой?). Поэтому здесь нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения, для чего используются слова: как будто, как, похож на, словно. Изображение – красочное. В описании мало движения. Признаки предмета, явления, как правило, неизменны и постоянны. Описание помогает читателю /слушателю/ увидеть предмет, представить его, познакомиться с ним в существенных подробностях.
Схема построения описания.
1. Представление «героя» описания /предмета, явления/.
2. Наиболее характерные его признаки.
3. Заключение и вывод.
Сочинение – рассуждение.
В рассуждении даётся объяснение какому-либо событию явлению, предмету, факту. В рассуждении используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.
Построение рассуждения такое: высказывается какая-либо мысль, идут доказательства этой мысли, а затем делается вывод.
Схема построения текста – рассуждения.
1. Вступление.
2. Тезис / основная мысль, которая будет доказываться/
3. Аргументы: доводы; примеры, случаи, факты, цифры;
- мнения известных людей, цитаты.
4. Вывод.
Проработка ошибок и неточностей
ОРФОГРАММЫ
№ | ВИЖУ | ПРОРАБАТЫВАЮ |
1. | Оформление предложения: Выглянуло яркое солнышко. | Подбираю еще 2-3 предложения на заданную тему. |
2. | Сочетания Жи - ши; ча - ща; чу – щу | Пишу строчку слов с той парой, в которой ошибся. |
3. | В сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рщ, нт НЕ пишется ь | Придумываю еще 2 слова с этим буквосочетанием. |
4. | Мягкость согласного (пропуск мягкого знака): Коньки, лебедь | Пишу 3 подобных слова. |
5. | Разделительный Ь Пью, соловьи, бьет | Пишу 3 слова с разделительным ь. |
6. | Ь после шипящих на конце существительных: Калач (м.р.), ложь (ж.р.) | Пишу, кроме этого, еще два похожих слова. |
7. | Разделительный Ъ Объяснение, въезд | Пишу это слово 2 раза, отмечая приставку и первую гласную корня. |
8. | Пропуск и замена букв в слове. | Пишу строчку с этим словом. |
9. | Двойная согласная в корне: Аллея, группа, класс | Пишу слово дважды, подчеркивая двойную согласную. Подбираю еще 2 слова. |
10. | Заглавная буква в именах собственных: Аня, Москва, Волга, Черное море. | Пишу 3 слова, обозначаю заглавную букву. |
11. | Безударная проверяемая гласная в корне слова: Варенье – варит; Сварил, заварка, вареный | а) подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) сочиняю еще три слова с этим корнем, выделяя корень. |
12. | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова) | Пишу его на «солнышке» не менее 5 раз и вывешиваю на стенку (пишу на полях) /ЗАГЛЯНИ В СЛОВАРИК/ |
13. | Проверяемая парная согласная /глухая и звонкая/ в корне: Редко – редок; Редкость, проредить, редкий. | а) подбираю и пишу через тире проверочное слово; б) подбираю родственные слова, выделяю корень. |
14. | Непроизносимая согласная в корне: Грустный – грустить; Грусть, загрустил. | а) подбираю и пишу проверочное слово; б) сочиняю ещё три слова с этим корнем, выделяя корень. |
15. | Буквы и – ы после ц: Цифра, лекция, с улицы, сестрицын, цыган (исключ.) | Кроме этого слова, пишу ещё 2 -3 слова с ци /цы /ВСПОМНИ СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ/ |
16. | Правописание предлогов: За столом, за (каким?) столом, за большим столом. За мной, за (кем?) мной. | Пишу 3 существительных или местоимения с этим предлогом. |
17. | Правописание приставок: Заметил, подметил, сделал. | Пишу и изменяю приставку в этой форме слова, выделяю приставку. |
18. | Буквы з и с на конце приставок: Разбудить, расписание. | Пишу 2 -3 подобных слова. |
19. | Буквы О и Е после шипящих и звука [ц] в окончаниях существительных Туч ей , врач ом , улиц ей , овц ой | Выписываю словосочетание X + сущ., определяю падеж существительного, выделяю окончание, ставлю ударение. Запоминаю! |
20. | Буквы Е / И в суффиксах существительных Ключик – ключика, замочек - замочка | Подбираю и пишу через тире проверочное слово, выделяю суффикс. |
21. | Соединительные буквы О и Е в сложных словах Пароход , вездеход | Пишу 2 -3 подобных слова. |
22. | Частица НЕ с глаголом ПИШЕТСЯ ОТДЕЛЬНО | Пишу 2 -3 подобных слова. ПОМНЮ слова – ИСКЛЮЧЕНИЯ |
23. | Правописание безударных окончаний у глаголов Лета ет – летать (1 спр., 3л., ед. ч.) | Пишу слово, записываю неопределенную форму глагола, определяю спряжение, лицо и число. /СМОТРЮ СХЕМУ в справочнике/ Помню слова - исключения |
24. | Однородные члены предложения Осенью колхозники собирают свеклу, морковь, капусту. Мама в борщ кладет капусту и морковь. | Пишу предложение, выполняю синтаксический разбор, определяю однородные члены. Выписываю с ними словосочетания. ПОМНЮ СОЮЗЫ. |
25. | Сложные предложения Надвинулись тучи, и грянул гром. | Пишу предложение, нахожу основы, выделяю. ПОМНЮ СОЮЗЫ. |